ШРУСы от ПРАМО
17 апреля 2025
ШРУСы от ПРАМОГлавная деталь переднего привода
Преимущества переднего привода – особенно для компактных легковых автомобилей – были известны конструкторам еще в 30-х годах прошлого века. Однако до середины 60-х эту прогрессивную компоновку мало кому удавалось воплотить в жизнь - во многом из-за отсутствия жизнеспособного решения передачи тяги на передние колеса.
Почему для этих целей нельзя было применять широко распространенные уже в то время карданные шарниры? Дело в том, что карданный шарнир обеспечивает равномерную скорость вращения входного и выходного валов лишь до тех пор, пока они работают в одну линию. Но как только между ними появляется угол при работе подвески и, особенно, при повороте колес, выходной вал начинает вращаться с пульсацией, попеременно замедляясь/ускоряясь относительно входного. И хотя эта пульсация на первый взгляд не критична, автомобиль в поворотах начинает ехать мелкими рывками.
Поэтому для переднеприводных и большинства полноприводных автомобилей инженерам пришлось разработать, а промышленности - освоить выпуск Шарниров Равных Угловых Скоростей или, сокращенно, ШРУСов. Конструктивно и технологически они намного сложнее карданных шарниров, поэтому и дороже.
Какие бывают ШРУСы?
Если автомобиль оснащен независимой передней подвеской, в приводах передних колес установлено по два шарнира – внутренний рядом c главной передачей и наружный рядом с колесом. А вот у машин с зависимой передней подвеской – например, у УАЗ-Патриот, ШРУС в приводах используется только один – наружный.
Существует множество типов ШРУСов разной конструкции. Однако чаще всего в качестве внутреннего применяется триподный, а в качестве наружного – шариковый. Внутри первого работают три игольчатых подшипника, а внутри второго – несколько шариков. Внутренний и наружный ШРУСы почти всегда разные и невзаимозаменяемые.
Несмотря на то, что через ШРУСы передается огромный крутящий момент, их игольчатые подшипники или шарики перекатываются между внутренней и внешней обоймами, контактируя с каждой из них лишь в одной точке. Поэтому при производстве ШРУСов требуется предельная точность соблюдения геометрии всех деталей, тщательный подбор марок стали и способов ее закалки, а также высокое качество обработки контактных поверхностей.
Не менее важное значение имеет правильный подбор смазки, которая должна обладать строго определенными свойствами и быть предназначенной именно для ШРУСов.
Следи за пыльниками
У автомобилей с независимой подвеской ШРУСы закрыты защитными пыльниками. В такие шарниры смазка закладывается на весь срок службы, требуя замены лишь в случае повреждения пыльника. А вот у машин с зависимой подвеской ШРУСы могут быть спрятаны в чулок моста, поэтому не иметь защитных пыльников. В этом случае замена смазки в ШРУСах может быть регламентной процедурой.
Состояние пыльников ШРУСов надо проверять на каждом плановом ТО, а при езде по бездорожью – после каждой поездки. Резина пыльника может начать растрескиваться от времени или оказаться порванной механическим воздействием, и тогда вода с песком и грязью начинают попадать внутрь шарнира, неизбежно выводя его из строя. Если вовремя это заметить, возможно, удастся обойтись заменой одного только пыльника.
Но даже самый качественный ШРУС с хорошей смазкой и целым пыльником со временем изнашивается. Характерное крак-крак-крак в такт вращения колес при добавлении тяги свидетельствуете о том, что на рабочих поверхностях шарнира появилась выработка, и он подлежит замене. Какой именно из ШРУСов захрустел, покажет диагностика.
ШРУСы от ПРАМО
Компания ПРАМО предлагает ШРУСы для большинства отечественных переднеприводных и полноприводных автомобилей, производя их на фабрике, поставляющей ШРУСы в том числе на автосборочные конвейеры в Китае.
В комплект наших ШРУСов входят пыльник с хомутами (если пыльник предусмотрен конструкцией), тюбик с высококачественной смазкой на основе сульфида молибдена и ступичная гайка, если по технологии ремонта она одноразовая.
Пыльники ШРУСов ПРАМО выполнены из синтетического каучука (неопрена), устойчивого к воздействию бензина, масла и дорожных реагентов, и сохраняющего эластичность до -40°С. Детали наших ШРУСов выполнены из высокопрочной стали, прошедшей индукционную закалку, а контактные поверхности проходят тщательную шлифовку до идеально гладкого состояния. Внешние корпуса подвергаются фосфатированию во избежание появления коррозии, являющейся проводником влаги внутрь шарнира.
Применяемые в комплексе, эти технологии позволяют получать качественную запчасть, рассчитанную на долгий срок службы.